Корзина
Золото в греческих мифах

Золото, лести отец,
порожденье тревоги и горя,
Страшно тебя не иметь:
горе — тобой обладать.
Паллад

В греческих мифах золото упоминалось многократно. Оно символизировало свет, Солнце; с ним связывались представления о постоянстве и достоинстве, величии и совершенстве, богатстве и могуществе, мудрости и чистоте. Золото соотносилось с золотым веком — эпохой счастливейшего существования богов и людей, эпохой всеобщей гармонии.

Символ высшей власти, золото являлось непременным атрибутом богов. В ослепительном сиянии представало древнейшее доолимпииское божество — бог солнца Гелиос, изображавшийся с горящими золотыми глазами, в золотом шлеме. Он жил в золотом дворце в окружении четырёх времён года. Днём Гелиос мчался по небу на золотой колеснице, а ночью в золотой чаше переплывал море к месту своего восхода.

Убран золотом Олимп — гора в Фессалии, обитель богов: здесь расположены роскошные золотые дворцы Зевса и других небожителей; дорога на Олимп лежит через золотые ворота, в которые боги въезжают на золотых колесницах.

Золото — постоянный спутник богов-олимпийцев. Золотым дождём сопровождалось рождение из головы Зевса богини мудрости и справедливой войны Афины. В виде золотого дождя является Зевс красавице Данае, запертой отцом в подземном тереме. Вестник богов, покровитель путников и проводник душ умерших Гермес был облачён в золотые крылатые сандалии, а Аполлон вручил ему золотой жезл — средоточие магической силы. Золотым сиянием сопровождалось появление сына Афродиты Эрота, бога любви, именуемого также «златокрылым», «золотоволосым», «подобным золотому ветру».

Золото буквально окутывало образ Афродиты — богини любви и красоты, дочери Зевса и жены бога огня Гефеста. Афродита неизменно предстаёт в мифах «золотой», «прекрасновенчанной», «многозлатой». Горы (богини времён года, дочери Зевса и Фемиды) увенчали Афродиту золотым венцом, украсили золотым ожерельем и серьгами, и даже сами боги дивились её красе.

Светящийся золотой венец Афродиты упоминался во многих мифах. С его помощью Ариадна, внучка Гелиоса, вызволила своего возлюбленного Тесея из тёмного лабиринта, в котором обитало чудовище Минотавр. Но влюблённые не могли быть вместе: Ариадна предназначалась в жёны богу вина и виноделия Дионису. В день свадьбы боги подарили невесте золотой венец, ставший впоследствии небесным созвездием.

Золото часто фигурирует в мифах о героях, отмеченных милостью богов. В золотой урне, изготовленной Гефестом, погребли у мыса Сигей прах Ахилла и Патрокла — героев Троянской войны. Восхищённый смелостью Геракла, Гелиос предоставил ему свой золотой кубок для путешествия через океан. Выполняя приказы властителя Микен Эврисфея, Геракл добыл золотые яблоки Гесперид и золотой пояс Ипполиты — царицы амазонок.

Золотом награждали и смертных, приближенных к богам. Так, за красавца Ганимеда, сына троянского царя Троса и нимфы Каллирои, взятого на Олимп в качестве виночерпия, Зевс подарил его отцу золотую виноградную лозу работы Гефеста. Минос, сын Зевса, судивший мёртвых в Аиде, держал в руках золотой скипетр. Золотом изобиловали земли гипербореев — мифического народа, жившего на крайнем севере, близкого богам и любимого ими; в этой стране, расположенной, согласно Аристею и Геродоту, у Рифейских гор (Урал), золото стерегли грифоны — чудовищные животные с орлиным клювом и телом льва, «собаки Зевса».

Сюжет многих мифов связан с золотыми яблоками. Дионис вырастил яблоню и золотое яблоко с неё подарил Афродите, что послужило поводом к эротической символизации яблока в греческих мифах. Золотые яблоки вечной молодости охраняли нимфы Геспериды в саду на краю мира.

Золотое яблоко из садов Гесперид с надписью: «Прекраснейшей», брошенное богиней раздора Эридой на свадьбе героя Пелея, куда были приглашены все боги, кроме неё, стало яблоком раздора. Гера, Афина и Афродита заспорили, кто из них красивее, и тогда Зевс повелел, чтобы победительницу назвал Парис, сын царя Трои Приама. Каждая из богинь стремилась склонить юношу на свою сторону. Гера обещала власть и богатство, Афина — военную славу и ратные победы, а Афродита — любовь красивейшей из женщин — Елены. Парис отдал золотое яблоко богине красоты, и она помогла юноше увлечь и похитить Елену, жену царя Спарты Менелая. Влюблённые скрылись за стенами Трои, а оскорблённый Менелай стал собирать войско для осады города. Так началась Троянская война.

Неоднократно появлялся в греческих мифах и золотой барашек. Атрей из Микен, узнав, что в его стаде завёлся златорунный овен, предложил микенцам присудить царский трон тому, кто предъявит овна с золотой шерстью как доказательство благосклонности к нему богов. Между тем его брат Фиест, соблазнив жену Атрея Аеропу, выкрал с её помощью овна и показал собравшимся. Атрей воззвал к Зевсу о помощи, и тот в знак расположения изменил ход движения Солнца и других светил. Напуганное народное собрание избрало царём Атрея, отомстившего брату за подлог и осквернение супружеского ложа.

В греческих мифах нередко звучит мотив заклятия, лежащего на сокровище, добытом войной или нечестным путём и приносящем несчастье и даже смерть его обладателям. Таковы мифы о Гармонии, Амфиарае и Алкмеоне, объединённые темой золотого ожерелья работы Гефеста. Это ожерелье стало причиной несчастий для всех, кто им владел.

Золото — источник соблазна, наказуемого гибелью. Знаменитый строитель беотийский герой Агамед соорудил вместе с братом Трофонием Дельфийский храм, святилище Посейдона, дворец Амфитриона, сокровищницы царей Авгия и Гириэя. Но не устояли братья перед искушением: сделав тайный лаз, они вынесли из царской сокровищницы всё золото. Когда Агамед попал в поставленный в хранилище капкан, Трофоний, чтобы скрыть личность преступника, отрубил ему голову. Но земля расступилась и поглотила убийцу.

Пленённая красотой золотого венца, изменила Кефалу его жена Прокрида и бежала от мужнего гнева к царю Миносу. Но возмездие настигло её: уже примирившись с вернувшейся женой, Кефал нечаянно убил её на охоте. Загробными муками поплатился герой Тантал за преступления перед богами, одним из которых было похищение золотой собаки из храма Зевса на Крите и клятвопреступное отпирательство от содеянного. Царевича Полидора родители отправили из Трои на время войны к фракийскому царю Полиместору. Прельстившись привезённым Полидором золотом, царь убил его, но вскоре сам погиб от руки Гекубы — матери царевича.

За свою алчность поплатился и царь Фригии Мидас. Однажды к нему привели охмелевшего старика, блуждавшего по полям. В страннике царь узнал Силена, мудрого учителя Диониса, и оказал ему большие почести. В благодарность Дионис предложил Мидасу выбрать любую награду. Царь пожелал, чтобы всё, к чему он притронется, превращалось в золото.

Мидас вернулся в свой дворец и лишь тогда понял, какой ужасный дар попросил у Диониса. При малейшем прикосновении всё обращалось в золото. Золотыми становились и богатые яства, и хлеб, и вино. Чтобы не умереть от голода и жажды, стал Мидас молить бога Диониса простить его алчность. Сжалился Дионис и приказал царю погрузиться в бурные воды реки Пактол, смыв с себя «и дар, и вину». Золотом заструился Пактол, с тех пор протекает он по золотоносным пескам.
Заметки

Золото (грвч. «хрисос») оставило свой след и в именах греческих мифологических персонажей: Хрис -жрец в храме Аполлона в городе Хрисе во Фригии, Хрисаор (Златомеч) — сын Посейдона и горгоны Медузы; Хрисофемиды -дочери Агамемнона и Клитемнестры.
* * *

Остерегайся грифов с острым клювом -
Собак безмолвных Зевса; берегись
И войска одноглазых аримаспов,
Что на конях кочуют и живут
У златострунных вод реки Плутона.
Эсхил. «Прикованный Прометей»
* * *

Золотые яблоки упоминаются в мифе об Аталанте. Прекрасная охотница отказывалась от замужества, а всем сватавшимся к ней юношам устраивала испытание, предлагая состязаться в беге. Пропустив жениха вперёд, Аталанта бросалась за ним и, настигнув, убивала. Лишь Меланион сумел перехитрить охотницу. Он выбрасывал на бегу золотые яблоки, поднимая которые Аталанта проиграла состязание и была вынуждена выйти за него замуж.
При подготовке статей использованы материалы с сайтов 
Сайт носит исключительно информационный характер, и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 (2) Гражданского кодекса
Российской Федерации
©  ООО «Торговый Центр «Валдай» 2006-2015