Корзина
Сусальное золото

     Уже никто не помнит, кто и когда впервые расковал маленький слиток золота до толщины паутины, чтобы украсить им некий священный предмет. Возможно, этим предметом была статуя, а может быть какая-то утварь или военный доспех. С тех пор многое изменилось в людском восприятии покрытой золотом поверхности, в пышности дворцовых интерьеров забыта ее исключительная сакральная значимость, но о ней помнят сам материал и руки мастеров, с ритуальной тщательностью продолжающих старинную традицию. Надо сказать, что в ней мало что принципиально меняется, среди позолотчиков считается дурным тоном не знать старинных сочинений на эту тему, а главным учителем по-прежнему является опыт.
    Термин «сусальное золото» произошел от слова «сусаль» – лицо, лицевая поверхность. Сусальное золото в России изготавливали одиночные мастера-сусальщики, а также небольшие фабрики. Пошехонье в Ярославской губернии издавна считалось наиболее крупным центром производства сусального золота, серебра и двойника (с одной стороны – золото, с другой – серебро). Сохранилось «Изложение» производителей-экспонентов на Московской художественно-промышленной выставке 1882 г. братьев А. и И. Князевых. Оно является, подробным описанием технологии изготовления сусального золота и серебра. Его основные черты сохранились до наших дней. Однако, есть и такие подробности, которые многое способны рассказать о специфике и своеобразном колорите этого кустарного промысла. Этому мастерству обучали с детства: хозяева-сусальщики брали на обучение мальчиков с 13-летнего возраста. Мальчики жили у них 4-5 лет, а потом поступали в работники за жалование. В «Изложении» особо отмечается, что у мастеров-сусальщиков бывают разные способности: «из металла одинакового достоинства и пробы один мастер сделает свой передел искусно и чисто, а другой, напротив, и металлу употребит больше, и работа выйдет хуже, чем у первого…».
    Упрощенно, процесс создания сусального золота выглядит так: кусок золота, расплющивают на наковальне молотком или вальцуют - получается тонкая лента, из которой нарезают пластинки. Пластинки расковывают в тончайшую пленку, которая в несколько десятков раз тоньше человеческого волоса. Золотую пленку, чтобы она не приставала к молоту и не рвалась на части, кладут между двумя слоями так называемой «снасти» (раньше на Руси она изготавливалась из плевы от говяжьей печени). По этой снасти потом бьют молотком до тех пор, пока золото не станет достаточно тонким.
    Толщина золотых листков зависит не только от умения мастера, но и от условий его будущего применения: для наружных работ оно более толстое, для золочения икон, картин, рам, мебели – тоньше. Тончайшие золотые пластинки вкладывают в специальные книжки, между листами очень тонкой бумаги. И, в таком виде, они попадают к мастерам-позолотчикам. Сусальное золото всегда одного размера – 9,5х9,5 см, однако, может быть разной толщины – от этого зависит так называемый лигатурный вес сусального золота. Тонкое золото – 1-2 г – применяется для так называемых внутренних работ – золочения рам, киотов и др. Золото весом 3-5 г ( лигатурным ) используется для золочения куполов, внешнего декора, скульптуры. Так, фонтан «Самсон» в Петродворце покрыт 5-граммовым сусальным золотом.
    Тщательно очистив поверхность, проклеив паволокой (тонкой тканью), нанеся левкас (смесь клея и мела) и полимент (клей или протухший белок и специальная глина), – позолотчик (плоской кисточкой из беличьего хвоста, которая предварительно намагничивается), берет кусочки сусального золота и наносит их на поверхность. Поверхность разглаживается при помощи ваты и специальных инструментов и полируется до состояния полной однородности – швов не должно быть видно. Позолоченная поверхность, в зависимости, от примененного левкаса, может быть матовой или блестящей.
    Так получается поверхность, способная сохранять свои первоначальные и драгоценные свойства десятки лет. Тончайший слой металла также может быть использован в качестве основы для дальнейшего декорирования произведения – чеканки, украшения эмалью.
    В настоящее время в России сусальное золото производит Московский завод цветных сплавов, также используется импортное золото – немецкое , итальянское. Правда, по уверениям отечественных позолотчиков, наше золото лучше.
    Наиболее распространено сусальное золото 96-й пробы. В его состав входит: золота - 96%, серебра - 2%, меди - 2%. Иногда применяется и "зелёное золото". Изготавливается оно всегда 75-й пробы: золота-75%, серебра 25%.
    Хранится сусальное золото в специальных книжках между листочками тончайшего пергамента. В каждой книжке 50 листов золота размером 70*120мм и 91,5*91,5мм (наиболее употребляемые размеры). Вес книжки от 1 до 6 г, в зависимости от предмета золочения.
При подготовке статей использованы материалы с сайтов 
Сайт носит исключительно информационный характер, и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 (2) Гражданского кодекса
Российской Федерации
©  ООО «Торговый Центр «Валдай» 2006-2015