Корзина
Природный жемчуг или подделка

Главной особенностью современной моды является ее эклектичность, сочетается все, что совсем недавно считалось несочетаемым. Те ингредиенты, которые раньше приводили к эстетическому несварению, сегодня оказываются основой изысканных яств. Для ювелирной моды это утверждение означает, прежде всего, возможность экспериментировать с цветом, смешивая в одном украшении столько красок, сколько угодно художнику, не опасаясь упреков в дурновкусии.

Такая возможность потребовала инструментов для ее реализации, и одним из таких инструментов оказался кабошон – форма обработки каменного материала, максимально раскрывающая его цвет. Условно можно выделить две составляющие внешней привлекательности драгоценных камней: во-первых, игра камня, во-вторых, его цвет. Игра обуславливается оптическими характеристиками материала, его способностью преломлять и рассеивать свет, цвет. В основном, она рождается элементами-хромофорами, входящими в его химический состав. Главным способом показать игру самоцвета, за исключением благородного опала, является его обработка фасетами – огранка, когда свет, падающий на верхние грани, проходит сквозь камень и отражается от нижних уже измененным, разложенным в некий спектр, широта которого зависит от оптических свойств минерала.

Но цвет ограненного камня может маскироваться его игрой, и если стоит поставить акцент именно на красоту окраски, самоцвет обрабатывают кабошоном. Такая форма обработки камней, когда верхней части вставки придается округлая выпуклая форма, а нижняя чаще всего просто стесывается, была первой, к которой прибег человек, желая украсить себя самоцветами. Возможно, первобытный охотник разглядел окатанную самоцветную гальку в ручье, а может быть, произошло что-то менее «диалектически-материалистическое».

В эпохи античности и раннего средневековья кабошонирование было единственным способом придать камню форму. Неизвестно, почему древние греки, с их поклонением гармонии, не разглядели совершенство природной геометрии кристаллов, но факт остаетсяфактом: первые попытки огранить драгоценный камень произошли лишь в XIV, а по некоторым данным, в XV столетии. Начиная с эпохи Возрождения, кабошон все более уступает фасетчатым огранкам, и единственным заповедником в Европе, где он сохраняет свое значение главного способа обработки драгоценных камней, оказывается Россия. Здесь ювелирное искусство, вплоть до петровских времен, продолжало и развивало традиции Византии. Вставки шлифовались кабошонами, часто неправильными, сохранявшими максимально форму и размер исходного материала. К двадцатому столетию кабошон окончательно перестал применяться для прозрачных, чистых самоцветов и, в массовом сознании, обрел дурную славу способа отделки только непрозрачных или полупрозрачных декоративных камней.

Тем не менее, современные ювелирные коллекции ведущих производителей украшений все чаще обращаются именно к нему. Причину мы уже называли – цвет. Кабошон полностью раскрывает это качество драгоценного камня, под любым углом кабошонированная вставка проявляет именно цвет, не отвлекая бликами на гранях. Существуют формы кабошонов, позволяющие осветлить слишком темный камень, когда нижняя поверхность вставки выполняется вогнутой, или двойные кабошоны, в которых наоборот выпуклая нижняя часть усиливает насыщенность цвета, создавая эффект свечения самоцвета. Кроме того, есть эффекты, вроде астеризма в звездчатых сапфирах и некоторых других самоцветах, которые наиболее выигрышно выглядят именно в кабошонах. Если говорить более широко, тот же астеризм в ограненных вставках не будет преимуществом камня, скорее его просто не будет видно. Наличие в самоцвете включений, иных неоднородностей обычно снижает его цену в огранке, но, напротив, уместно в кабошоне. Действительно, включения, являясь центрами рассеяния света, могут создавать специфическую игру света внутри вставки. Такая игра неуместна, некрасива в огранке, в кабошоне же она выглядит сполохами внутреннего, скрытого огня. К тому же существуют пусть и бездефектные, но по тем или иным причинам не годные в огранку разновидности драгоценных камней (например, полупрозрачный халцедоноподобный аквамарин), которые используются для изготовления кабошонов, очень красивых и популярных среди ювелиров и их клиентов.

Если пройти по стендам крупнейших ювелирных брендов на Базельской выставке (Швейцария), вы обязательно увидите изделия из белого золота, где основным, центральным камнем композиции будет голубой аквамариновый кабошон в обрамлении высококачественных каратных бриллиантов. Можно встретить и кольцо с кабошоном из весьма дорогого изумруда, в котором такая форма отделки самоцвета продиктована замыслом художника. Это вновь подтверждает: кабошонирование – не атавизм «низкого жанра» в изготовлении ювелирных вставок, а древнейшая художественная традиция, наполненная эстетическим опытом прошлого и полноценно живущая ныне.
При подготовке статей использованы материалы с сайтов 
Сайт носит исключительно информационный характер, и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 (2) Гражданского кодекса
Российской Федерации
©  ООО «Торговый Центр «Валдай» 2006-2015