Корзина
Царские палаты

Дворцы русских самодержцев исстари отличались роскошью и великолепием убранства, обилием золота в оформлении ин-в. Большой Кремлёвский дворец архитектора Константина Андреевича Тона, сооружённый в 1849 г. как московская резиденция императора Николая I, достойно продолжил эту традицию. Включённые в его состав древние дворцовые палаты — Грановитая XV в., Золотая Царицына XVI в., Терема XVII столетия — своим образным строем как будто предопределили обращение к золоту в архитектурно-декоративных решениях нового дворца.

Грановитая палата (1487-1491 гг.) прежде именовалась Большой золотой, поскольку настенные росписи, покрывавшие стены и своды, были выполнены по золотому фону. Солнечно-жёлтая сусальная позолота светится на резных белокаменных порталах палаты и Святых сеней, примыкающих к ней. Грановитая палата — тронный зал русских государей — предназначалась для официальных и торжественных церемоний. Золотом сиял и парадный приёмный зал русских цариц. Не случайно с конца XVI в. за ним утвердилось название Золотой Царицыной палаты.

Роскошно убранство «зело чудных палат» — Теремного дворца, построенного для царя Михаила Фёдоровича Романова. Мастера использовали практически все известные материалы, изобразительные мотивы и, конечно, золото. Золотая решётка на Верхоспасской площадке, Золотое крыльцо на переднем каменном дворе, золотые «травные» узоры и геральдические гербовые изображения на стенах царского кабинета в теремах, золото резных деревянных иконостасов в теремных церквах и лучистое сияние 11 золотых куполов с красивыми ажурными крестами.

Древние царские дворцы всегда представляли комплекс разнообразных многоликих строений. Следуя традиции, К. Тон создал новый архитектурный ансамбль также как группу зданий — компактную и удобную. Ключевым звеном в соединении сохранившихся старых палат с новым дворцом стал Владимирский зал, возведённый на месте открытой Боярской площадки.

Большой Кремлёвский дворец вполне оправдывает своё название. В нём около 700 различных помещений. Длина главного, южного фасада, обращённого к реке Москве, — 125 м, высота здания — 40 м. На втором этаже дворца расположены главные парадные залы, посвящённые важнейшим орденским наградам России и в их честь получившие свои названия, — Андреевский, Александровский, Георгиевский, Владимирский, Екатерининский. В декоре каждого зала использованы изображения знака ордена, его звезды с девизом и учтены цвета орденских лент.

Андреевский зал — главный тронный зал дворца. Перед взором входящего он представал ослепительно роскошным, изобилующим изощрённой лепниной и золотом, в мерцании полированного белого искусственного мрамора, в лазури фонов (голубой — цвет орденской ленты), в торжественной нарядности декора из гербов и орденских эмблем. Судьба зала драматична. В 1932-1934 гг. его вместе с соседним Александровским залом, посвящённым ордену Александра Невского, полностью перестроили и преобразовали в единый зал заседаний Верховного Совета СССР. В результате залы утратили своё архитектурное и декоративное убранство.

В 1999 г. Андреевский и Александровский залы были воссозданы по чертежам, обмерам, эскизам и акварелям XIX в. и вновь обрели первоначальный облик. Сейчас в полной мере можно руководствоваться описанием этих великолепных залов из книги Сергея Петровича Бартенева «Большой Кремлёвский дворец. Указатель к его обозрению» 1911 г.: «Александровская зала с розовыми под мрамор стенами, вся сверкающая золотом, устроена в честь ордена Св. Александра Невского... В золотых барельефах купола и арок — знаки ордена; по углам в куполе и над дверьми государственные орлы с императорской короной. Между витыми золочёными колоннами — гербы губерний и областей России. По бокам дверей и между окнами — золочёные арматуры, состоящие из древних вооружений славян... мерцание позолоты в орнаментах и повсюду создают «почти варварское изобилие блеска».

Аванзал Большого Кремлёвского дворца, к которому ведёт парадная лестница, предваряет вход в самый большой зал «Георгиевский. Он посвящён высшей воинской награде дореволюционной России» ордену Святого Георгия, учреждённому Екатериной II в 1769 г. Архитектурный облик и декоративное оформление зала отражают идею прославления воинского героизма и подвига. Громадные размеры (17,5×61 × 20,5 м), благородная белизна стен и свода, золото светильников создают атмосферу торжественного величия. Мемориальный характер зала подчёркивают многократное повторение изображений Георгиевского креста и звезды с девизом «За службу и храбрость», высеченные золотом названия отличившихся воинских частей и имена георгиевских кавалеров.

Неповторимое своеобразие парадному залу придают мраморные изваяния, помещённые над витыми колоннами вдоль длинных стен. Эти статуи аллегорически изображают земли и царства, вошедшие в состав России с XV по XIX в. Они созданы известным русским скульптором Иваном Петровичем Витали.

Обилие лепных, резных и скульптурных украшений, богатство золочёной бронзы в изумительных люстрах и больших каминных часах, многоцветье драгоценного наборного паркета, выполненного по рисунку академика Фёдора Григорьевича Солнцева более чем из 20 редких пород дерева, усиливают впечатление торжественности и величия.

Рядом с Георгиевским расположен сравнительно небольшой Владимирский зал. Квадратный (16×16 м), со срезанными углами, он перекрыт 16-гранным куполом, густо декорированным вызолоченной орнаментальной лепниной, растительными узорами, орденскими знаками (крест и звезда с девизом «Польза. Честь. Слава»). Купол Владимирского зала интересен и как образец удачного конструктивного решения. Для облегчения веса и улучшения акустических свойств он сложен из пустотелых керамических горшков. Этот приём был известен русским зодчим ещё в XII в.

Екатерининский зал дворца назван в честь ордена Святой Екатерины, учреждённого Петром I в 1714 г. Единственный женский орден в статуте российских наград имел вид креста с овальным золотым медальоном и эмалевым изображением святой Екатерины. Стены зала затянуты светлым серебристым муаром и украшены крупными декоративными медальонами ордена. В насыщенный резной орнамент богато вызолоченных дверей также включены и орденские знаки. Екатерининский зал был тронным залом императриц. За ним располагаются комнаты Парадной половины дворца.

Парадная гостиная — это роскошно обставленная комната с высоким сводчатым потолком, расписанным цветочным орнаментом. Стены затянуты зелёной с золотом узорной парчой. Такой же парчой обтянута мягкая позолоченная мебель. В убранстве гостиной большую роль играют фарфоровый торшер-цветник (на 66 рожков) с вазами для живых цветов и два канделябра в японском и китайском стилях. Они выполнены на знаменитом Императорском фарфоровом заводе в Петербурге. Несомненной достопримечательностью Парадной гостиной являются высокие зеркальные двери из палисандрового дерева, искусно инкрустированные бронзой, панцирем черепахи, перламутром.

Замыкает Парадную половину Парадная опочивальня. Она решена как классическая дворцовая спальня с обязательным альковом, выделенным двумя колоннами-монолитами серо-зелёного мрамора с золочёными коринфскими капителями. Стены комнаты расчленены пилястрами, отделанными тем же мрамором. Простой по форме камин облицован яшмой глубокого тёмно-зелёного цвета с редким дымчато-голубым нацветом. Как и все дворцовые камины, его украшают нарядные золочёные бронзовые канделябры и часы.

Личные апартаменты императорской семьи — Собственная половина — не менее богаты, чем парадные помещения. Жилые комнаты расположены в первом этаже. Они вытянуты по главному фасаду и образуют строгую дворцовую анфиладу с окнами на южную сторону. Здесь семь комнат: Столовая, Приёмная (Гостиная) императрицы, Кабинет императрицы, Будуар, Спальня, Кабинет и Приёмная императора. Большие с высокими потолками комнаты обставлены специально изготовленной для них мебелью и украшены великолепными изделиями из золочёной бронзы, хрусталя и фарфора.

Интерьеры Собственной половины наглядно отражают характерную особенность архитектуры Большого Кремлёвского дворца — его стилевое многообразие. Холодноватая стилизация Столовой с полированным светлым мрамором стен, мраморными вазами-кратерами, скульптурой и напольными светильниками в подражание древнеримским контрастирует с уютом, присущим Гостиной. Мягкие сочетания белого, розового и голубого с золотом, усложнённые волнистые контуры золочёной мебели, изящность и живость лепных и расписных цветочных орнаментов сводов и потолка, хрупкая грация наполняющего комнату фарфора — ваз для цветов, напольных ламп, канделябров — характерные элементы стиля рококо. Невероятно хороша люстра с многочисленными фарфоровыми цветами, вылепленными вручную: своей формой и расцветкой они как будто бросают вызов самой природе.

За Кабинетом находится Будуар. В его оформлении не стремились следовать какому-либо историческому стилю. Комнату обставили и декорировали в духе своего времени. В обивке стен и уютной «стёганой» комфортабельной мебели господствует тонкое колористическое сочетание розового со светлым серо-зелёным и серебристо-пепельным. Главным украшением Будуара является камин, облицованный ярким уральским малахитом. Мелкие пластины малахита так искусно подобраны по цвету и рисунку, что камин кажется высеченным из монолита. Прославленные русские камнерезы создали особую манеру мозаичной работы с малахитом, успешно преодолевая трудности отделки любых округлых поверхностей и гнутых профилей.

Собственная половина Большого Кремлёвского дворца — замечательный музей русского дворцового жилого интерьера, сохранившего облик в почти неизменном виде с 40-х гг. XIX в. Своеобразие этого интерьера состоит в сочетании традиционного и нового, в стремлении уравновесить прекрасное и полезное. Хотя очевидно, что высокое понятие прекрасного порой заменено более земным понятием роскоши и богатства.
Заметки

«Палата покрыта была чистым золотом, украшена многими скульптурами птиц, зверей из драгоценных металлов. Освещалась палата паникадилом в виде льва, держащего в пасти... змею с подвешенными к ней золотыми лампадками».
Арсений Элассонский о Царицыной палате
* * *

«...Я был принят царём и поцеловал его руку. Он сидел на возвышении на красивом троне, имея на голове богато украшенную корону и золотой жезл в руке; он был одет в золотую одежду, украшенную драгоценными камнями... Далее вокруг царя сидели его вельможи, богато разодетые в золото и драгоценные каменья».
Антоний Дженкинсон, представитель общества «Московская компания», о приёме у царя Ивана Грозного (1 557 г.)
* * *

Российские ордена почти всегда изготавливались из золота. Первый российский орден — Святого Андрея Первозванного — учредил в 1698 г. Пётр I. Вплоть до 1917 г. он оставался высшей наградой и был восстановлен в 1998 г. Указом Президента Российской Федерации. По старшинству за ним следовали орден Святого князя Владимира 1-й степени (учреждён Екатериной II в 1782 г.) и орден Святого князя Александра Невского (узаконен Екатериной I в 1725 г.). Изготавливали ордена мастера московской Оружейной палаты, а позднее ювелиры Санкт-Петербурга.
* * *

Наиболее чтимой российской наградой был военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4 степеней. Он давался лишь офицерам за особые заслуги в военное время, и даже низшая, 4-я степень предоставляла награждённому права потомственного дворянства и возводила его в привилегированное сословие. Полными кавалерами ордена были только генерал-фельдмаршалы М. Б. Барклай-де-Толли, М. И. Кутузов, И. Ф. Паскевич и И. И. Дибич. Для награждения нижних чинов манифестом от 13 февраля 1807 г. ввели Знак отличия военного ордена и медаль «За храбрость», которые с 191 3 г. стали называть Георгиевским крестом и Георгиевской медалью. Их чеканили из серебра и лишь непродолжительное время — кресты 1-й и 2-й степеней и медали — из золота.
* * *

Поводом для учреждения ордена Святой Екатерины стал неудачный Прутский поход Петра I против турок. От неминуемого плена царя спасли дипломатические переговоры и драгоценности его жены Екатерины I, использованные для подкупа турецкого главнокомандующего.
* * *

Весь текстиль для дворца был изготовлен на московской фабрике Г. Сапожникова. Эти ткани считались лучшими не только в России, но ценились и за рубежом. Фарфор поставлял Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге, а мебель -в основном петербургские фирмы Гамбс и Тур.
При подготовке статей использованы материалы с сайтов 
Сайт носит исключительно информационный характер, и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 (2) Гражданского кодекса
Российской Федерации
©  ООО «Торговый Центр «Валдай» 2006-2015